myster_ee (myster_ee) wrote,
myster_ee
myster_ee

Персонализм

Когда Феофан Затворник объясняет, что есть молитва, он говорит, что молитва, совершаемая одним умом, не есть еще в полной мере молитва. Молитва начинается лишь тогда, когда после некоторого упражнения ума, с вниманием произносящего слова, к уму начинает подключаться сердце. Если этого не происходит, то молитвы как таковой нет. Произносимые слова должны, в конечном итоге, отзываться в сердце и рождать плоды Духа - мир, радость, долготерпение и т.п.

Бердяев писал о проблеме объективации Бога. Объективации Священного Писания. Объективации духовности. Мы думаем "о" Боге, читаем Писание ради его "изучения" как изучаются амебы под микроскопом, мы называем духовностью все, что угодно, только не пребывание в присутствии Господнем. Мы постоянно "опредмечиваем" то, с чем соприкасаемся. Иными словами, мы убираем из ситуации себя самих, свою личность, своего внутреннего человека, самоустраняемся, взаимодействуем с миром только внешне. И тогда мы, как злые волшебники, превращаем все живое во все мертвое. Писание уже не Живое Слово для того, кто воспринимает его не персоналистично, то есть не соотносит читаемое с текущим своим состоянием. Оно - мертвая буква для тех, кто извлекает из него одни только принципы. Бог уже не тот, в ком "мы дышим, движемся и существуем", а объект, которым можно управлять молитвой, послушанием и т.п. Человек, с которым мы контактируем, уже не живой сосуд Бога, непредсказуемого и непредставимого, а вполне управляемый индивид, на которого мы повесили очередной ярлык (у него дар проповедника, он нуждается в наставнике, а этот вообще чушь несет).

Подходя к человеку, можно подумать: "Он нуждается в том, чтобы ему рассказали о Боге. Как я могу это сделать?" И следующим шагом будет выработка метода вложения в уши этому человеку того, что мы считаем Евангелием. Беда в том, что у нас нет никакой личной связи с этим человеком. Мы не взаимопривязались, не приобщились друг другу, между нами нет ничего персоналистичного. Поэтому все методы будут бить мимо цели. Они - инструмент опредмечивания. Если же поставить на первое место персоналистичное отношение к Богу, Писанию, миру, молитве, человеку, то первой целью будет общение на уровне своего сердца, чтобы образовалась связь. Связь с человеком, связь с Богом, связь с миром, связь с едой, связь с работой, а для этого нужно то, о чем писал Затворник - внимание ума с ожиданием сердечного отклика.
Tags: Духовные размышления
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments